Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»
Такими незамысловатыми строчками начался час поэзии, посвященный 200 – летию со дня рождения поэта.
М.Ю. Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Более трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом более 50 акварельных работ, свыше 300 рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, - писал исследователь его творчества И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».
И если одним словом определить сущность его творчества, то таким словом будет слово «Люблю».
«Любовь моё всё сердце заняла. Любить необходимо мне»,- говорил Лермонтов. Без неё он не смог бы жить.
О разной любви звучали со сцены проникновенные поэтические строки. Каждый из ребят, кто читал стихотворение, попытался представить нам своего Лермонтова.
О судьбе поколений, народной трагедии, вине и ошибках, о героическом прошлом своей страны поведали Иван Волохин и Алексей Зубков, учащиеся 6а класса, прочитав стихотворение «Бородино».
К России крестьянской, народной обращается Лермонтов в стихотворении «Родина». Чувство гордости и внутреннего удовлетворения от картины деревенского праздника испытывает поэт. Лирически тонко это получилось у Анастасии Соболевой, ученицы 8б класса.
А как широко, вольно и полнозвучно представила мощь Великой Руси с её обычаями, традициями, народным духом Александра Пяткова ученица 7б класса в отрывке из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
К Кавказу Лермонтов испытывал особые чувства. Стихотворение « Люблю я Кавказ » - признание в любви к этим местам. С теплотой и нежностью оно прозвучало из уст Парамонова Михаила, ученика 10а класса.
Стихотворение « Она не гордой красотой…», посвящённое близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства, прочитала Варкушина Виктория, ученица 11а класса.
Судьба распорядилась так, что поэт вынужден был постоянно общаться с людьми высшего общества, миром фальши, неискренности, бездушия. Человек не властен, вернуться в идеальный мир. Единственное, что он может противопоставить, узнав об обмане, – бросить светскому миру «железный стих, облитый горечью и злостью» в исполнении Александры Попковой, ученицы 9а класса.
Подвигом поэтическим, человеческим явилось стихотворение «Смерть поэта»
(1837 г.), которое не публиковалось до 1858 года. Это стихотворение наполнено негодованием, презрением, грустью, размышлением, страстью, горечью, гневом проклятий и посвящено гибели великого поэта А.С Пушкина. Именно такими чувствами было пронизано чтение Данила Харитонова, ученика 10а класса.
Поэзия М.Ю. Лермонтова многогранна и прекрасна, в ней Михаил Юрьевич отразил свою мятежную, пылкую, вечно стремящуюся ввысь душу, понять которую всем присутствующим помогали наши ведущие: Надежда Захарова, ученица 10а класс и Максим Толах, ученик 11а класс.
В.И. Ларионова |